Главная / Путеводитель / РККА / Хада-Булак / Прыжки с парашютом

Прыжки с парашютом

Солнечным и теплым майским днем 1987 года летный состав отдельной вертолетной эскадрильи гарнизона Хада-Булак исполнял обязательный ежегодный норматив для летной книжки — прыгал с парашютом. Некоторые эпизоды того памятного дня, определенно, достойны описания печатным слогом на страницах нашего сайта.
фото парашют

Личный состав нашей эскадрильи был насколько дружен, настолько же, категорически, не мог обходиться без дружелюбных шуток и подначек. По этой причине, ни одно из мероприятий, проводимых в части не могло не оставить след в памяти его участников.

фото прыжки с парашютом

Катившаяся по стране перестройка не обошла стороной и вооруженные силы. Уверен, что каждый военнослужащий, от генерала до солдата, ощутил на себе своеобразное воздействие перемен в контексте занимаемой должности. Среди прочего, как осветил прожектор гласности, обязательные в год два прыжка некоторые, если не сказать — многие, пилоты исполняли исключительно ручкой по летной книжке, совершенно не имея желания прыгнуть по настоящему. Лафа закончилась.

В один из пригожих майских дней неподалеку от нашего аэродрома был развернут старт, куда и прибыли после построения офицеры и прапорщики для восстановления статус-кво. В то же время, там же, наши сослуживцы из ПДС аккуратно разгружали и раскладывали парашюты поверх расстеленных на траве вертолетных лопастных чехлов. Руководила процессом прибывшая из Борзи группа старших офицеров из отдела авиации армии, в кои то веки оказавшаяся при делах.

Нас, группу молодых лейтенантов, инструктировал подполковник, отвечавший за ПДС в отделе авиации армии — нормальный дядька, без присущего многим из них снобизма.
— Позавтракали, наверно, плотно?
— Вроде как, товарищ подполковник
— Тогда по газетке возьмите, мало ли чего… и туда, за кусты сначала рулите, коли шо…

Прыгай, Маккена..

Предыдущим же днем мы прошли тренировку на тренажерах, попрыгали с постамента полутораметровой высоты и поочереди покрутились в подвеске — в общем были готовы к первому в нашей жизни прыжку. В тот же день с утра посмотрели как прыгают профессионалы (у кого больше 50 прыжков) и, дабы никто не закосил, сбросили вместе со спортсменами экипаж, которому предстояло обслуживать плановые прыжки на следующий день.

Работали, кстати, с моего борта. Правый летчик с бортовым прыгнули нормально, а вот командир экипажа Шамиль Ш. в дверном проеме поймал клина. И как то не поднялась у выпускающего прапорщика в привычном для пендаля режиме нога — возможно потому, что у Шамиля супруга продавщицей в магазине работала, а расположенный в квартире первого ДОСа на первом этаже магазин был местом силы нашего гарнизона.

фото Хада-Булак

Так или иначе, Шамиль шагнул или, скорее, вывалился в бездну самостоятельно, что то бормоча себе под нос. Но в тот момент, когда обе ноги уже потеряли опору, инстинкт самосохранения тела передумал и руки капитана распростерлись в проеме двери, задержав переход в свободное падение. Но ноги то уже были снаружи! И втащить их на борт не представлялось возможным.

Суча ногами, парашютист поневоле медленно сползал вниз, напоминая атлета на кольцах. Посоветовавшись с командиром экипажа и выпускающим, мы решили предоставить сослуживцу возможность вывалиться самостоятельно, не прибегая к принуждению, а что бы не унесло его абы куда, сделали круг поменьше.

Скоро фигура креста оперлась на ранец с парашютом за спиной и пилот в надежде скосился на прапорщика — тот же, в ответ, процитировал хулигана из популярного в те годы фильма «Золото Маккены» и сильно хлопнул летчика по плечу

Как оказалось, на старте процесс тоже наблюдали через бинокль, благо происходило сие действо невысоко, на стандартных 800 метрах. В результате дружеского хлопка, парашютный ранец потерял опору и Шамиль, неестественно выворачивая руки, устремился вниз, навстречу матушке — земле, оглашая окрестности Хада-Булака грозным криком на родном татарском языке.

Как рассказала потом его супруга, в результате выполненных им дефиле, рукава как его кожаной куртки, так и летного комбинезона оказались оторваны практически по всему диаметру, за исключением пары сантиметров сверху.

Подготовка к прыжкам

Ну а на следующий день погода была по весеннему великолепна — ветер на старте был метра полтора, теплое солнышко поднимало настроение, не давая одолевавшему нас нервному мандражу завладеть ситуацией.

фото прыжок с парашютом

Не то, чтобы мы были трусливее и нерешительней нынешней молодежи, нет, скорее — опытней. К моменту, о котором я веду речь, мы все успели в командировках по округу налетать часов по 200, активно участвуя в жизни частей армии, десантников в том числе. Видели и нераскрытые парашюты.

Итого, в нашей группе стояло перед разложенными на земле парашютами около десятка человек. Слева от меня оказался Коля П. — про него непременно нужно написать пару строк. В Хада-Булак Коля командовал экипажем МИ-24, но по возвращении из Афгана, как то замкнулся в себе, что случалось, кстати, со многими. Тем не менее, сослуживцы капитана не оставляли попыток растормошить офицера и вернуть его в коллектив.

Про уместность состоявшегося прикола не мне судить, но, когда по команде офицеры направились к парашютам, раздался голос Николая, озадаченно взиравшего на доставшийся ему комплект
— А че эта за тринадцать?

Дело в том, что в авиации, по крайней мере армейской, присутствует определенное суеверие и существует негласный запрет как на некие слова, вроде слова «последний», так и на число 13. По тринадцатым числам, как правило, не было полетов и выдавалось денежное довольствие, не было такого номера на бортах — после двенадцатого шел четырнадцатый, даже совершая тринадцатый прыжок, пишут сразу два 🙂

На доставшемся же Коле ранце, на написанном номере были видны явные подтеки — нарисовали только что. Начальник ПДС, проводивший инструктаж, попытался разрядить обстановку и сказал, что мол, Коля, видно же, что шутка. Николай нервно рассмеялся и взялся за ранец, но тут же оттолкнул его со словами
— А где «У»?

И вновь информационная ремарка. Мы прыгали на парашютах Д1-5У. «У» — значит управляемый, то есть в системе есть пара кильвант, предназначенных для удобного разворота купола. До этой модели была модель без буквы «У» и кильвант, соответственно, не было — крутить, в случае необходимости, нужно было напрямую подвеску. Николаю достался неуправляемый «дуб».

Поменять комплект было не на что и на лице летчика читалось явное разочарование и ожидание пинка судьбы. Мы дружно повернулись направо и направились на посадку. Из командирского блистера ожидавшего нашей посадки МИ-8 появилось лица Шамиля со странной ухмылкой.

Окончание скоро…


PS: Что творит молодежь сейчас 🙂
На видео прыжок с парашютом в «Голубую дыру» на Красном море…

Солнечным и теплым майским днем 1987 года летный состав отдельной вертолетной эскадрильи гарнизона Хада-Булак исполнял обязательный ежегодный норматив для летной книжки - прыгал с парашютом. Некоторые эпизоды того памятного дня, определенно, достойны описания печатным слогом на страницах нашего сайта. Личный состав нашей эскадрильи был насколько дружен, настолько же, категорически, не мог обходиться без дружелюбных шуток и подначек. По этой причине, ни одно из мероприятий, проводимых в части не могло не оставить след в памяти его участников. Катившаяся по стране перестройка не обошла стороной и вооруженные силы. Уверен, что каждый военнослужащий, от генерала до солдата, ощутил на себе своеобразное воздействие перемен…

Обзор

интересно!

Рейтинг пользователей 4.89 ( 4 голосов)

О toneUP!

1 комментарий

  1. Я реально боюсь прыгнуть с парашютом. Причем не знаю точно почему. В студенчестве монтировал антенны на крышах и спокойно вывешивался через край. Страх перед высотой конечно есть, но больше граничащий с осторожностью.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Тоже интересно!

фото жители гарнизона Хада-Булак

Хада-Булак, история с фальшфейером

Дело было в самой «глубокой точке ануса» (не мое, прошу прощения перед ...

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика